Социальная педагогика

Социальная педагогика
   — отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание, осуществляемое как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией. Термин "С.п." введён в 19 в. Ф.А. Дистервегом. Как направление С.п. оформилась в середине 19 в.
   Предмет С.п. - исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации путём интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций с целью создания условий для развития и духовно-ценностной ориентации человека. Представление о педагогике как об интегративном знании позволяет предложить следующую структуру С.п. Одним из разделов С.п. является социология воспитания, которая исследует общество как воспитательную среду, процесс и факторы социализации человека и помогает определить пути и способы использования воспитательных возможностей общества, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации. Особый раздел С.п. - социально-педагогическая виктимология.
   Определение путей интеграции воспитательных сил общества может быть успешным в том случае, если С.п. поставит ряд фундаментальных вопросов и предложит ответы на них: "Что понимается под воспитанием в современном обществе?", "Каково соотношение воспитания с социализацией и развитием человека на протяжении его жизненного пути?", "Какие принципы воспитания сформировались в процессе исторического развития общества?", "Как понимается цель воспитания сегодня?". Все эти вопросы, имеющие методологическое и мировоззренческое значение, изучает философия социального воспитания.
   В С.п. разрабатывается теория социального воспитания, которая описывает, объясняет и прогнозирует его функционирование как социального института, а также исследует индивидуальные, групповые, социальные субъекты социального воспитания, их взаимодействие и т.д.
   Как раздел С.п. рассматривается психология социального воспитания, которая на основе данных о механизмах социализации личности определяет психологические особенности и условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания. Методика социального воспитания рассматривает, каким образом осуществляется интеграция воспитательных сил общества, как организуется взаимодействие индивидуальных, групповых и социальных субъектов воспитания; исследуются, с одной стороны, потребности развития общества в определённом качестве "человеческого капитала", а с другой - экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для организации социального воспитания, а также вопросы управления социальным воспитанием на общенациональном, региональном, муниципальном и локальном уровнях.
   Разрабатываемые во всех разделах С.п. проблемы социального воспитания предполагают конкретизацию применительно к функциям и особенностям тех или иных видов воспитательных организаций в рамках дошкольной педагогики, педагогики школы, педагогики профессионального образования, педагогики дополнительного образования детей, педагогики детских и юношеских организаций, педагогики социальной работы и др.
   С.п. как отрасль знания обладает рядом функций: теоретико-познавательной, прикладной и гуманистической. Теоретико-познавательная функция выражается в том, что С.п. накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их. Прикладная функция связана с поиском путей эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах. Гуманистическая функция вы- ражается в разработке целей и способов совершенствования процессов развития личности и её самореализации.
   Появились новые специальности: "социальный педагог", "социальный работник", в ряде педагогических вузов введён учебный предмет "С.п.", функционируют факультеты и кафедры С.п.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 267-268)
   — отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.
   (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. С. 420)
   Ч30в2

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Социальная педагогика" в других словарях:

  • Социальная педагогика — Социальная педагогика  отрасль педагогики. Варианты определений Социальная педагогика (Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров)  отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование …   Википедия

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — направление в педагогике, идеал воспитания которого определяется социально этическими мотивами, а осн. задачей является воспитание из детей граждан. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, осуществляемое как в собственно воспитат. учреждениях, так и в разл орг циях, для к рых оно не является ведущей функцией Предмет С и исследование… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Социальная педагогика — отрасль педагогического знания, исследующая проблемы взаимоотношения человека и общества в их правовом, психологическом, экономическом, медицинском и педагогическом аспектах. Конкретно социальная педагогика изучает связи школы и среды, семьи и… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • социальная педагогика — socialinė pedagogika statusas T sritis švietimas apibrėžtis Pedagogikos mokslo disciplina, tirianti aplinkos veiksnių valdymą asmenybės visuomeninio auklėjimo tikslais. Pagrindinės socialinės pedagogikos kategorijos – profilaktika ir kompensacija …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА — направление в педагогике, идеал воспитания которого определяется социально этическими мотивами, а основной задачей является воспитание граждан …   Профессиональное образование. Словарь

  • Педагогика — См. также: Педагог (Древняя Греция) …   Википедия

  • Педагогика — (от греч. paidagogike детоводство) это наука о целенаправленном формировании личности и человеческих общностей, обеспечении успеха их жизни и деятельности педагогическими средствами, формами и методами. В настоящее время П. представлена системой… …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • Педагогика социальная —    см. Социальная педагогика …   Педагогический терминологический словарь

  • Педагогика социальная — педагогика, изучающая социальные проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действенности социального развития, воспитания и обучения… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»